Что происходит в сознании вашего ребенка?

Объяснение детского поведения и как на него адекватно реагировать

Исследование эмоциональных субличностей детей

Что происходит в сознании вашего ребенка?

Многие из нас видели анимационный фильм «Головоломка», в котором изображена внутренняя управляемая комната ребенка. В фильме эмоциональные аспекты пытаются обеспечить безопасность и счастье ребенку. Сюжет разворачивается конфликтом между персонажами Страха, Гнева, Радости, Отвращения и Грусти, когда они пытаются взять контроль.

Когда преобладает Страх, ребенок становится замкнутым. При доминировании Гнева малыш начинает выражать несогласие громко. Эти образы наглядно показывают, как в действительности работают эмоции у ребенка.

Эта концепция не ограничивается мультфильмом. В реальном мире системой управляют различные психотерапевтические направления. Например, системная семейная психотерапия предполагает, что у каждого из нас есть группы субличностей, взаимодействующих и определяющих наше поведение.

Пример из жизни

«Головоломка» помогает разобраться в детском поведении. Представьте историю: трехлетний малыш требует голубую чашку, но, получив её, впадает в истерику. На вопрос «почему?» он отвечает: «Потому что это голубая чашка».

Такие ситуации знакомы многим родителям. Например, у вас может быть вежливый сын, который превращается в раздраженную личность, когда вы говорите ему выключить компьютер. Или дочь, отличная ученица, неправдоподобно игнорирует свой распорядок, дождавшись внеурочно гулять с друзьями. Это кажется странным, если рассматривать личность ребенка как единое целое.

Понимание этих различных сторон внутри нас может значительно помочь в воспитании детей.

Эмоциональные субличности

Известный психолог, работающий с системной семейной психотерапией, объясняет: наши эмоции состоят из трех типов субличностей:

  • Менеджеры: Наблюдают за тем, чтобы избегать болезненных чувств.
  • Изгнанники: Хранят травмы детства и могут всплыть в болезненных эмоциях.
  • Пожарные: Выбирают экстремальные меры для подавления болезненных эмоций, например, крик или чрезмерное поглощение пищи.

Контроль и баланс

Работа с этими субличностями помогает родителям не проецировать свои травмы на детей. Вместо контроля необходимо развитию центральной части личности — самости, как ее описывает психолог.

Самость каждого из нас

Самость — это ядро нашей личности, содержащее качества: спокойствие, ясность, сострадание и уверенность, которые необходимы каждому родителю. Когда вы обращаетесь к ребенку из своей самости, эти природные качества проявляются, помогая эффективно общаться и воспитывать детей.

«Воспитание — это не обучение нового, а работа с тем, что мешает ребенку быть хорошим,» — уверяет специалист.